Главная > Пресса > 2005 год > Технология "ИнтеллекТ" - это повышение эффективности учебной деятельности
Понедельник, 26 августа 2019   

Описание
Концепция
Структура
Автор
ОТИ на карте мира
ОТИ в школе
Развивающие упражнения
Семинары
Концепция
Программы
Сроки проведения
Проекты
Достойные граждане Великой страны
Литература
Русский язык
Математика
Английский язык
Геометрия
Естествознание и биология
История
Немецкий язык
Психология
Логопедическая литература
Литература для дошкольников
Книги М.А. Зиганова
Олимпиады
ИнтеллекТ
Грамотный русский язык
Отзывы / Награды
Награды
Отзывы
Пресса
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
Научные публикации
Контакты
Фотоальбомы
Образовательная технология "ИнтеллекТ" (ОТИ) как инструмент реализации ФГОС. 1-ая ступень использования ОТИ"
Семинар "ОТИ как инструмент реализации ФГОС (1-ая ступень использования, для учителей 5-8 классов)"
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" февраль 2015 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" август 2013 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" март 2013 г


     


Технология "ИнтеллекТ" - это повышение эффективности учебной деятельности

Добавить страницу в избранное
Учительская газета

Со времен швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), связавшего обучение с воспитанием и развитием ребенка, а педагогику с психологией, и основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870/71) человечество думает над проблемой развивающего обучения. Теория хорошо разработана, успешно работает целый ряд развивающих систем и технологий, но и по сей день общество нуждается в полном раскрытии интеллектуальных способностей и потенциальных возможностей ребенка.

Проблема заключается в том, что обычными методами даже в условиях самых современных школ не удается полностью раскрыть способности учащегося. В школах чаще всего работают с готовым, "раскрытым" материалом или в надежде, что ребенок сам раскроется в руках педагога, как цветок в лучах солнца. Талантливые дети, чьи способности полностью раскрыты, составляют от 0,02 до 2 процентов от общего числа учащихся. Сюда входят одаренные от природы дети и высокоработоспособные ребята с хорошо развитыми речевыми навыками, что помогает им хорошо учиться. В среднем это два человека из тысячи.

Целенаправленная работа по развитию интеллекта снимает ряд проблем в области образования и позволяет, не увеличивая времени обучения в школе и не уменьшая учебной нагрузки, значительно повысить успеваемость школьников, сделать учебу интересной, легкой, сохранить здоровье школьников. Кроме того, можно гарантировать полное раскрытие способностей и интеллектуального потенциала как минимум у 20 процентов учащихся. Другими словами, на каждую тысячу добавляется еще двести новых имен "собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов", что для нашего общества сейчас нелишне.

В настоящее время создана и успешно работает технология "Интеллект", позволяющая эффективно решать эту проблему с минимальными затратами.

"КАРТА ПОТРЕБНОСТЕЙ" ДЛЯ ХОРОШЕЙ УЧЕБЫ

На конкретных уроках в школе конкретный учитель Иванова, Петрова или Сидорова предъявляет к учащимся вполне конкретные требования. И если учитель на уроке дал задание правильно поставить запятые в предложении, то здесь уже на второй план уходит вопрос о том, насколько гармонично развита личность ребенка, и даже его филологический подход к изучению русского языка. На конкретном уроке от ребенка требуются вполне конкретные способности, качества, навыки.

При изучении любого предмета в любой стране, на любом языке учащимся необходимо, чтобы информация хорошо воспринималась, осмысливалась и выдавалась. А это уже элементы некой "карты потребностей" для успешной учебы. Если мы начнем ее рисовать, то потребности изобразим как "лоскутки", которые назовем чтение, слушание, говорение, письмо.

  • прием информации
  • выдача информации
  • Устная речь
  • слушание
  • говорение
  • Письменная речь
  • чтение
  • письмо

Кроме того, во время слушания, чтения или выдачи информации проявляются память, внимание, мышление, воображение - те качества, которые психологи в зависимости от целей относят к функциям, психическим свойствам или особенностям личности. Таким образом, наша "карта потребностей" для хорошей учебы, помимо четырех "лоскутков", должна приобрести ещё четыре компонента.

Кроме этих восьми составляющих, чтобы стать отличником, необходимо на каждом уроке свободно владеть понятийным аппаратом.

При этом, если понятия рассматривать не только с точки зрения их значений, а в комплексе со связанными с ними образами и эмоциями, то правильнее было бы называть понятийный аппарат по каждому предмету тезаурусом. Греческое слово тезаурус в переводе означает сокровище, и действительно, каждый школьный предмет безмерно богат своими понятиями, определениями, названиями. На уроках математики мы говорим о сложении и умножении, о теоремах и интегралах, на русском языке - о глаголах, суффиксах и подлежащих. Посчитайте, сколько географических понятий и названий в школьном учебнике по географии - речь будет идти о тысячах.

Таким образом, каждому ребенку в школе необходимы хорошо развитые девять составляющих успешной учебы - чтение, говорение, письмо, слушание, память, внимание, мышление, воображение и тезаурус. Исследования психологов показывают, что все эти девять факторов имеют свои особенности в каждом школьном предмете. Не только тезаурус, но и внимание, память, мышление, чтение и т.д. на уроках истории имеют одни особенности, на английском языке другие, а на геометрии третьи.

КАК РАЗВИВАТЬ?

Чтобы ответить на вопрос: "Как развивать девять необходимых для успешной учебы факторов на каждом школьном предмете в каждом классе отдельно?", потребовались многие годы труда, поисков, экспериментов. Это десятки тысяч тестов и специальных заданий, это огромная работа целой творческой лаборатории, это научная, теоретическая и практическая база. Результатом работы стало создание целой образовательной технологии "Интеллект" для повышения эффективности учебной деятельности через развитие предметно-интеллектуальных способностей школьников.

О вкладе в педагогическую психологию говорит тот факт, что авторы методики ввели два новых термина: предметно-ориентированнее психические качества и предметно-речевые навыки.

В основу положена европейская система обучения и развития ребенка, без использования т.н. восточных методик (медитаций, "третьего глаза" и т.д.) и воздействия на подсознание. Создан большой и сложный механизм, надежно работающий с детского сада до окончания школы.

ОБ АВТОРЕ

Автор методики "Интеллект" Марат Александрович Зиганов - доктор педагогических наук, профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения (ШРЧ). Он обладает многочисленными патентами и авторскими свидетельствами на изобретения в области чтения и памяти. Около двадцати лет успешно работают в ШРЧ и непрерывно совершенствуются созданные им курсы для взрослых: "Рациональное чтение", "Тренировка памяти", "Мнемотехника". Курсы прошли все необходимые экспертные оценки, но их главная оценка - сотни тысяч человек, прошедших обучение, и достигнутые ими результаты. Например, некоторые выпускники курсов "Рациональное чтение" страницу книги прочитывают за 10 - 15 секунд, запоминая содержание на 75 - 95 процентов, после курсов "Тренировка памяти" любой сложный текст можно запомнить на 100 процентов, а прошедшие обучение на курсах "Мнемотехника" гарантированно запоминают до 60 иностранных слов в час. В знак признания вклада М.А.Зиганова в мировую науку Международный биографический центр в Кембридже (Англия) включил его в число 2000 выдающихся ученых XX века по направлению развития памяти, чтения и интеллекта.

О КУРСАХ "ИНТЕЛЛЕКТ" В ШКОЛЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Из-за того, что молодежь и даже большая часть взрослого населения не умеют рационально и правильно работать с текстами и большим количеством информации, они мало читают, плохо понимают и запоминают прочитанное, не могут выделить главное, отличить факт от мнения. Этому надо учиться с детства, ещё в школе. И вот на базе накопленного практического и теоретического опыта в Школе рационального чтения около 10 лет назад для школьников стал создаваться новый специальный учебный курс, не имевший аналогов в России, который получил название "Интеллект".

Целый учебный курс состоит из четырех тесно связанных между собой этапов: курсов "Интеллект" для дошкольного развития детей 4-6 лет, для начальной школы, для 5-8-х и 9 - 11-х классов. Программы курсов, составленные в соответствии с государственной программой Российской Федерации, рекомендованы Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования к использованию в рамках дополнительных образовательных услуг. Режим проведения занятий соответствует государственным санитарно-гигиеническим требованиям и стандартам.

И вот уже несколько лет в Школу рационального чтения приезжают не только взрослые, но и дети, большие и маленькие, с родителями и самостоятельно, едут со всей Москвы и области, из общеобразовательных и специализированных школ и гимназий. Год от года всё большее число желающих "научиться учиться" записываются на курсы "Интеллект".

И хотя занятия на курсах строятся строго в соответствии со школьной программой для каждого класса, дети не замечают, как пролетают полтора часа, они не утомляются за счет выполнения тестов на высоком эмоциональном уровне в силу их занимательности и необычности, по сравнению с традиционными школьными заданиями-упражнениями. Даже обязательные домашние задания курсов не занимают много времени, так как они выполняются одновременно с выполнением школьных уроков, то есть "убивают двух зайцев сразу".

После 12 занятий на курсах "Интеллект" у школьников, как правило, повышается успеваемость, оценки в школе улучшаются в среднем на 0,5 - 1 балл, дети начинают больше читать, у них появляются интерес к учебе, уверенность в своих силах, и при этом сокращается время на выполнение домашних заданий. Ребята, окончившие курсы, часто приходят на них снова в следующем классе и сами просят более сложные задания.

Хотелось бы сразу отметить, что курсы не занимаются репетиторством. Репетитор ликвидирует пробелы в знаниях, натаскивая ребенка по той или иной теме. Но он не дает гарантии, что при изучении следующей темы не возникнет подобных проблем. "Интеллект" учит ребенка правильно получать знания, грамотно применять их на практике и надолго сохранять в памяти.

Недостаток курсов в ШРЧ в том, что детям и их родителям приходится тратить много времени и сил на дорогу. Кроме того, максимальный эффект может быть достигнут при систематическом, постоянном развитии интеллектуальных способностей детей, что возможно только при использовании методики в школах по месту жительства. А иначе получается, что самые старательные и дисциплинированные должны ходить на курсы с детского сада и до окончания школы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "ИНТЕЛЛЕКТ"

Курс "Интеллект", хотя и состоит из нескольких этапов в зависимости от возраста, должен рассматриваться как единое целое. Мы говорим о технологии, о большом механизме, который постоянно и надежно работает, верно служит ребенку долгие годы, начиная с детского сада. Как известно, отсутствие любого звена в механизме может привести к сбоям, поломкам, осложнить работу.

То, что не сделано в раннем возрасте, очень тяжело исправлять в старшем. Если у старшеклассников проблемы развития интеллектуальных качеств являются глубокими, то для их устранения требуется значительно больше времени, чем в средней и начальной школе. В отличие от младших школьников, где один тип упражнений выполняется в течение 1-3 недель, в средней школе большую часть упражнений необходимо повторять в течение 2-3 месяцев, а для выработки устойчивого навыка, например быстрого чтения, до полугода.

Все этапы технологии ставят одну и ту же главную цель - повышение эффективности учебной деятельности через развитие предметно-интеллектуальных способностей  и качеств школьников.

Так, в программу "Интеллект" для детей 4 - 6 лет включена психологическая подготовка детей к школьному обучению, куда входит развитие психических составляющих личности ребенка (памяти, внимания, мышления, речи, воображения), а также решается проблема личностной готовности ребенка к школе. Здесь развивается потребность общения, формируются адекватная самооценка, чувство уверенности, готовность и умение включаться в предлагаемую педагогом работу.

Детям, прошедшим первый этап обучения, легче учиться в начальной школе и у них не возникнут проблемы, о которых обычно говорят родители младших школьников. Они жалуются, что дети не помнят того, что было на уроке, слабо запоминают правила и тексты, не могут сосредоточиться, плохо слушают объяснения учителя, не могут удерживать долго свое внимание на какой - либо деятельности, постоянно отвлекаются, получают низкие оценки, не умеют самостоятельно мыслить, в связи с чем приходится контролировать каждый шаг ребенка, а выполнение домашних заданий занимает у них практически все свободное время, что приводит к переутомлению и всевозможным расстройствам психики.

Все эти проблемы успешно решает программа "Интеллект" для младших школьников. Каких результатов могут достигнуть младшие школьники, занимаясь по данной программе? Развитая память по предметам позволяет детям лучше запоминать все понятия, правила и тексты, вспоминать и использовать их в нужный момент. Развитое внимание дает им возможность сконцентрироваться на том или ином предмете и достаточно длительное время уделять выполнению конкретной задачи. Во время урока дети с легкостью начинают переключаться с одного понятия или правила на другое и правильно их выбирать. Развитое мышление позволяет ребенку самостоятельно, без участия учителей и родителей, справляться с поставленной задачей, логически мыслить и рассуждать, делать логические заключения и выводы. Достигнув определенного уровня развития речевых навыков, дети более качественно работают с текстами, лучше понимают прочитанное, правильно отвечают на вопросы по содержанию, выделяют главные мысли текста и пересказывают его. Они грамотно и полно строят свои высказывания и оформляют их как в письменном, так и в устном виде.

Вот отклики родителей младших школьников, занимавшихся на курсах "Интеллект": <Стас стал намного лучше запоминать правила по русскому языку и применять их в нужный момент. Он помнит практически все правила", "Аня стала более внимательной на уроках, даже учителя заметили, что она целиком "погружается" в урок и не отвлекается", "Дима стал делать меньше ошибок при написании слов, наконец-то научился применять правила", "Маша перестала бояться вопросов после текста - отвечает на них просто и лаконично" и т.д.

Программа развития интеллекта учащихся 5-8-х классов средней школы продолжает программу развития младших школьников. На этом этапе формируется устойчивый интерес к учебе и дополнительная мотивация при изучении программы общеобразовательной школы, расширяет кругозор, формируются навыки, необходимые для самостоятельной работы с информацией. Происходит дальнейшее развитие предметно-интеллектуальных способностей ребенка.

Следует отметить, что программа развивает не внимание вообще, а три грани внимания - избирательность, переключаемость и устойчивость. Например, при работе с большими по объему историческими текстами требуется устойчивость внимания. При просмотре написанных диктантов или упражнений по русскому языку с целью нахождения ошибок необходима избирательность внимания. Во время решения математических задач, в которых требуется часто переходить от условия задачи к алгоритму, нужна переключаемость внимания.

Тренировка памяти учащихся включает в себя запоминание логически связанной и логически несвязанной информации, задания на узнавание, припоминание и повторение при запоминании информации.

Учащийся учится правильно готовиться к восприятию информации и "отправлять" её в память в связанном виде, переводить отдельные понятия в зрительные образы, использовать некоторые мнемотехнические приемы и правильно повторять запоминаемую информацию.

Развитие мышления у школьников подразумевает развитие навыков осмысления и переосмысления новой информации с позиции своих знаний. Для этого ребенок знакомится с использованием логических операций: сравнения, синтеза, анализа, взаимосвязи, взаимодействия, взаимосоотнесенности и аналогии.

Развитие воображения необходимо для того, чтобы учащийся мог ярко, эмоционально окрашено представлять реально существующие и нереальные объекты. Это качество также является первым шагом к творчеству.

Развитие предметного тезауруса включает в себя накопление и систематизацию понятий и их толкований, формирование образов понятий, выделение их достаточных и необходимых признаков, сравнение понятий, конструирование утверждений из понятий, нахождение истинных, неполных истинных и ложных утверждений.

Развитие навыков чтения позволяет школьнику читать максимально быстро с пониманием, осмыслением и качественным запоминанием прочитанного. Для этого разработаны специальные упражнения на мысленное прогнозирование при чтений, выделение значимых слов и смысловых блоков, выделение основных и второстепенных мыслей, построение структуры абзаца из мыслей и структуры текста из основных мыслей.

Развитие восприятия устной речи (слушания) у школьников достигается комплексом упражнений на управление вниманием во время слушания, на запоминание информации и организацию мышления во время слушания.

Развитие письменной и устной речи (письма и говорения) учит школьников излагать свои мысли логично, связно, полно и точно, с различной эмоциональной окраской, у них оттачивается осмысленная, точная, выразительная предметная речь на языке каждого предмета.

Вот с такими навыками и опытом приходит школьник, обучающийся по программе "Интеллект", в старшие классы. Программа "Интеллект" для старшеклассников является завершающим этапом в общем курсе, предлагаемом Школой рационального чтения.

При обучении в старших классах учащимся приходится иметь дело с очень большим объемом информации. При этом у старшеклассников часто наблюдается невысокое качество усвоения школьной программы; перегрузки, приводящие к переутомлению и в конечном итоге к заболеваниям; низкая мотивация к самосовершенствованию.

Пробелы в знаниях, отсутствие практических навыков по предметам, которые проявляются из урока в урок, приводят к возникновению стойкого непонимания некоторых предметов, что снижает интерес к обучению. Многие старшеклассники приписывают неудачи в учебе своим умственным возможностям, а если это продолжается из года в год, то возникает неуверенность в себе, которая может стать чертой характера. Это приводит к занижению самооценки и мешает проявлению интеллектуальных качеств, потенциал которых может быть при этом довольно высоким. И тут уже задача курса "Интеллект" помочь исправить ошибки прошлых лет.

Чтобы определить, в чем причина низкой успеваемости, на курсах разработаны специальные задания для старшеклассников, которые показывают степень развитости общих интеллектуальных качеств без привязки к школьным предметам, на научно-популярном, доступном для всех материале. Такие тесты помогают сформировать у учащихся уверенность в себе, желание развивать свои интеллектуальные качества.

Другие задания содержат предметный материал для выявления пробелов в знаниях и практических навыках учащихся. Сознательные школьники, занимаясь на курсах "Интеллект" и выполняя задания курсов на материале тех предметов, по которым испытывают трудности в школе, через некоторое время (около 3 месяцев) обнаруживают, что успеваемость по этим предметам повысилась. Бывают случаи, когда происходит повышение успеваемости на 2 балла.

Овладев на курсах "Интеллект" навыками рационального чтения и основами мнемотехники, старшеклассник успешнее и с наименьшими затратами времени усваивает материал школьной программы по любому из основных предметов. Кроме того, учащихся старших классов учат рационально, то есть с максимальным качеством усвоения и минимальными затратами времени и усилий работать с большими объемами печатной информации, приучают к работе с научно-популярной и дополнительной учебной литературой.

Кроме того, старшеклассников на курсах "Интеллект" обучают навыкам рационального конспектирования, что пригодится не только в школе, но и когда они станут студентами.

Из вышесказанного следует, что цели курсов "Интеллект", а именно "развитие у ребенка психических качеств и речевых навыков, необходимых для успешной учебы в школе" и "повышение эффективности изучения основных школьных предметов" особенно значимы и актуальны для сегодняшней школы. Именно для школы, а не только для дополнительного образования.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ "ИНТЕЛЛЕКТ" В ШКОЛАХ

Итак, технология создана, положительно себя зарекомендовала.  Но прежде чем ставить вопрос о её широком использовании в школах, родители, учителя и сами школьники должны лучше с ней познакомиться и сделать свои выводы. Надо, чтобы опробовать эту методику могли все желающие. А для этого необходимы экспериментальные площадки "Интеллект" в районных общеобразовательных школах. Например, из-за того, что раньше никто не пробовал манго, нельзя делать выводы о его вкусе. При гарантии, что плод не вредит здоровью, человек должен иметь возможность его попробовать, и только после этого решить, вкусен он или нет, надо .ли его есть каждый день.

Любопытно, что некоторое время назад в одной дагестанской сельской школе работали по аналогичной методике, и тогда всех поразило число её выпускников, ставших позднее учеными, кандидатами и докторами наук. С 1991 года, когда технология "Интеллект" создавалась, она сначала апробировалась в физико-математической школе Московского инженерно-физического института. Затем в 24 школах Москвы проводился эксперимент, доказавший, что любая школа может работать по этой схеме, с любыми учителями. Брали школы, где рядом есть библиотеки и дети много читают, и где нет библиотек и культурных центров, школы, в которых обучаются дети из обеспеченных семей, и наоборот, принимался во внимание разный социальный состав и условия жизни учащихся и т.д. Эксперимент также проводился в Подмосковье и в Литве. Везде система работала надежно и безотказно.

Есть такие школы и за рубежом. Однако, к сожалению, в настоящее время в Москве только одна Ломоносовская школа работает по предлагаемой методике. С другой стороны, это большой плюс в пользу технологии "Интеллект", так как в этой школе обучаются дети известных людей, чьи имена у всех на слуху. И эти люди, которые имеют возможность отправить своего ребенка учиться в любую школу мира, выбирают российскую, где используется технология "Интеллект". Характерно, что именно Ломоносовская школа стала организатором городских олимпиад "Интеллект". В этом году прошла третья олимпиада, в которой приняли участие школьники из 28 школ Москвы и Московской области.

Учитывая непростую экономическую ситуацию в стране и проблемы с финансами в школах, предлагаемая образовательная технология по повышению эффективности учебной деятельности хороша тем, что она социально адаптирована, её внедрение не требует смены учебников, новых преподавателей. Вся учебная база остается прежней, необходимо только дообучить преподавателей на двухнедельных курсах и дать им дополнительный материал, не исключая имеющийся.

Использование методики "Интеллект" не требует увеличения времени обучения. Есть данные эксперимента, что при затрате времени на действия по технологии в размере 8% общая экономия времени получается в размере 13% и это помимо главного эффекта.

Есть у технологии "Интеллект" ещё одно достоинство. Благодаря ей не только ребенку становится легче учиться, но и нашим учителям будет интереснее работать, И пока государство не может платить им не то что по две тысячи долларов, как на Западе, а даже по 200 - 250 долларов, как в Восточной Европе, вместо нынешних 30, то необходимо хотя бы дать учителям возможность получать максимальное удовлетворение от работы, видя умные, понимающие глаза детей, работать спокойно, с полной отдачей.

В настоящий момент, когда Государственная Дума планирует провести вторые парламентские слушания по определению стратегии модернизации образования, а Министерство, Российская академия образования, Московский комитет образования и науки делают всё возможное, чтобы найти наиболее оптимальные пути дальнейшего развития образования в России, технология "Интеллект" может внести свой вклад в общее, благородное дело российского образования.

Пришло время сделать первый конкретный шаг в этом направлении и создать экспериментальную площадку "Интеллект" на базе любых общеобразовательных школ в Москве, что соответствовало бы Программе столичного образования на 2000 год. Так кто и зачем медлит? Неужели нет людей, готовых помочь развитию столь перспективного направления?

Автор благодарит Творческую лабораторию ШРЧ за оказанную помощь при подготовке материала.

Учительская газета
Людмила САФОНОВА

Читайте также:
  • Отзывы о семинаре ОТИ (август 2015 г.)

  • Олимпиада «Интеллект»

  • Отзывы о семинаре ОТИ (март 2015 г.)

  • Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций


  •