Главная > Пресса > 2010 год > Образовательная технология «ИнтеллекТ». Система развития мышления.
Понедельник, 26 августа 2019   

Описание
Концепция
Структура
Автор
ОТИ на карте мира
ОТИ в школе
Развивающие упражнения
Семинары
Концепция
Программы
Сроки проведения
Проекты
Достойные граждане Великой страны
Литература
Русский язык
Математика
Английский язык
Геометрия
Естествознание и биология
История
Немецкий язык
Психология
Логопедическая литература
Литература для дошкольников
Книги М.А. Зиганова
Олимпиады
ИнтеллекТ
Грамотный русский язык
Отзывы / Награды
Награды
Отзывы
Пресса
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
Научные публикации
Контакты
Фотоальбомы
Образовательная технология "ИнтеллекТ" (ОТИ) как инструмент реализации ФГОС. 1-ая ступень использования ОТИ"
Семинар "ОТИ как инструмент реализации ФГОС (1-ая ступень использования, для учителей 5-8 классов)"
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" февраль 2015 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" август 2013 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" март 2013 г


     


Образовательная технология «ИнтеллекТ». Система развития мышления.

Добавить страницу в избранное
Журнал «Вестник развития науки и образования» №4/2010

Способность мыслить дает человеку возможность познавать действительность, воздействовать на нее, общаться с окружающими. Глядя на качающиеся ветви деревьев за окном, мы делаем вывод, что на улице ветер. Наблюдая из комнаты, как капли воды стучат по стеклу, мы понимаем, что идет дождь. Выбирая один из двух нужных нам предметов, мы начинаем сравнивать их.

Мышление проявляется в ряде различных смысловых ситуаций в каждой области знаний. Поэтому эффективнее строить работу по развитию мышления в конкретной предметной области с учетом типов смысловых ситуаций.

Мышление человека изучается рядом различных наук и отраслей: психологии, педагогики, физиологии, логики, политики, экономики, права и других. Каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте, поэтому в каждом случае уместны специфические толкования мышления. Так, например, физиологию высшей нервной деятельности интересуют процессы возбуждения и торможения, происходящие в мозге, который является органом мышления. [1]

Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. [7]

Психология рассматривает мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. [9]

Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания и демонстрации знаний, умений и навыков в ходе обучения и воспитания. [8];

Целенаправленно развитием мышления школьников занимаются различные педагогические технологии. Они направлены:

  • на развитие теоретического сознания и мышления (В.В.Давыдов – Д.Б. Эльконин) [2; 12];
  • на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности (Л.В.Занков) [3]; 
  • на формирование продуктивного или творческого мышления (З.И.Калмыкова) [6]; 
  • на формирование операций мышления, которые называются приемами учебной работы (Е.Н.Кабанова-Меллер) [5]; 
  • на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения (И.С.Якиманская) [13]; 
  • на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества (Г.А. Цукерман) [11]; 
  • на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах (С.А. Смирнов); 
  • на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающей в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию (Г.К. Селевко) [10] и др.

В концепции Образовательной технологии «ИнтеллекТ» (ОТИ) мышление рассматривается как интеллектуальная способность (наряду с памятью, вниманием, воображением), которая проявляется в каком-либо речевом действии (чтении, слушании, письме, говорении) в учебной деятельности школьников. В ОТИ мышление развивается в привязке к конкретным потребностям в изменении конкретных аспектов мышления в процессе учебной деятельности, реализуя, таким образом, деятельностный подход.

В соответствии с потребностями развития обучающихся в процессе учебной деятельности ОТИ выделяет следующие аспекты мышления: системность, логичность, темп или активность, точность, полноту, абстрактность, образность. Каждый из этих аспектов мышления можно развивать специально разработанными упражнениями и диагностировать соответствующими тестами.

Учитывая требования образовательных программ к школьным предметам, ОТИ развивает мышление в начальной и основной школе, основываясь на принципах преемственности. Так, в начальной школе мышление развивается с помощью системы упражнений, направленных на развитие умения выполнять отдельные логические операции, а в 5-6 классах упражнения на развитие логичности мышления усложняются и развивают темп и точность мышления. В 7-8 классах происходит развитие системности и структурности, абстрактности и критичности мышления, основанных на возможностях быстрого и точного логического мышления. На начальной и основной ступенях обучения поэтапно идет развитие образности мышления.

В упражнениях, разработанных в ОТИ, используются приемы составления графической структуры текста:

  • основные мысли абзацев текста заключаются в овал, второстепенные – в прямоугольник; 
  • связи межу мыслями показывают с помощью сплошных линий (явная связь) и прерывистых, пунктирных линий (неявная связь); 
  • прямой линией указывается соединительная связь, стрелками – подчинительная связь. [4, с.117-118]

Связи между мыслями устанавливаются на основе мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза и др. [4, с.347].

Развивая логичность мышления в учебной деятельности, обучающиеся могут устанавливать закономерности, прогнозировать развитие процессов в природе и обществе, обобщать различные материалы.

Упражнения, тренирующие развитие логичности мышления выстроены в определенной иерархии: школьники отрабатывают навыки проведения отдельных мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза и др.). После отработки отдельных мыслительных операций обучающиеся переходят к их объединению в более крупные блоки (например, в полной структуре текста).

Так, в 5 классе школьникам предлагаются упражнения на проведение мыслительной операции сравнения в чтении. Цель данных упражнений – развитие способности выделять признаки для сравнения.

В 6 классе обучающимся предлагаются упражнения, позволяющие проводить мыслительные операции анализа и синтеза в чтении. Цель упражнений – развитие способности выделять компоненты анализа и синтеза.

В 7 классе упражнения позволяют развить логичность мышления в чтении при работе с текстом. Цель – развитие способности проводить логические операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать взаимосвязи между мыслями текста.

Учитель не всегда учитывает то, что обучающиеся в своей учебной деятельности сталкиваются с трудностями в овладении знаниями и умениями в определенных местах учебной программы. И эти трудности зачастую связаны с недостаточным развитием каких-либо интеллектуальных способностей обучающихся (в данном случае – мышления).

Конечно, каждому учителю хотелось бы, чтобы его ученики обладали набором необходимых способностей по каждому предмету и легко усваивали на уроках учебный материал. Но целенаправленно все способности в каждом предмете развить невозможно – просто не хватит учебного времени. Поэтому ОТИ помогает учителю понять, какие задачи для развития и в какой период необходимо выделить и какие упражнения в каком объеме для этого использовать. Практическая направленность развивающих упражнений составляет ценность дидактической базы ОТИ.

Список литературы

  1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие. – М.: Флинта, 2008. – 240 с.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004. – 288 с. 
  3. Занков Л.В, Избранные педагогические труды. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с 
  4. Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. – М.: Образование, 2002. – 328 с.
  5. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. – М.: Знание, 1985.
  6. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
  7. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975. – 720 с.
  8. Психология и педагогика: учебное пособие. / Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. – СПб.: Питер, 2009. – с. 347
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
  10. Селевко Г.К. Формирование творческого мышления // Сборник тезисов научно-практической конференции. – Омск; 1986
  11. Цукерман Г.А. Психология саморазвития/ Г.А. Цукерман, Б.П. Мастеров М,: Интерпакс, 1995. – 288 с.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  13. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979. – 144 с.

Читайте также:
  • Отзывы о семинаре ОТИ (август 2015 г.)

  • Олимпиада «Интеллект»

  • Отзывы о семинаре ОТИ (март 2015 г.)

  • Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций


  •